Электромобили в условиях нестабильной государственной политики
Управление вопросами электромобилей стало предметом споров в нашем правительстве — поддержка чередуется с неожиданными мерами, затрудняющими продажу. С 1 января 2023 года утилизационный сбор на «зеленые» машины возрос в 20 раз, теперь он составляет 667 400 рублей, что делает их на уровне сопоставимыми с автомобилями на ДВС. Это привело к драматическому снижению продаж: в первом квартале текущего года было реализовано лишь 1854 электромобиля, что вдвое меньше, чем 3844 единицы в четвертом квартале минувшего года. Однако во втором квартале ряд поставщиков адаптировался к новым условиям и реализовал 2546 машин, в третьем квартале продажи увеличились до 3586 электромобилей.
Будущее продаж электромобилей вызывает много вопросов. Продолжит ли сегмент демонстрировать рост? В 2022 году перед декабрьским падением скорость продаж равнялась 1200 автомобилей в месяц. В этом году наблюдается позитивная динамика: так, в апреле продано 795 электромобилей, в мае — 786, в июне — 965, в июле — 1257, в августе — 1082, а в сентябре — 1247. По моделям 2025 года тоже обозначены улучшения: 196 автомобилей в апреле, 334 в мае, 430 в июне и т.д. Однако запасы старых машин остаются, вызывая вопрос перед поднятием утилизационного сбора с 1 ноября: можно ли ожидать стабильных продаж электромобилей на уровне 1000-1200 в месяц до следующего лета? Это может сказаться на импорте и доступности моделей с мощностью выше 80 лошадиных сил.
Тенденции третьего квартала показали, что Zeekr остается лидером с 891 проданными электромобилями. Самой популярной моделью была 001 — 449 штук, затем 7Х и 009. Однако доля компании снижается: с 38% в четвертом квартале 2024 года до 25% сейчас. Завод «Москвич» также активно распродаёт запасы электромобилей 3е, успев продать 430 единиц. Evolute нашла покупателей на 539 машин, а Amberauto с моделью А5 смогла продать только 277 машин. BYD и Avatr продолжают набирать популярность с 258 и 263 единицами соответственно.
Несмотря на положительный интерес к новичкам, такие как Eonyx М2, который заметно начал вписываться в статистику с тремя продажами, общая картина показывает, что интерес к электромобилям зависит от политической стабильности и дальнейшего регулирования. С каждым шагом правительство должно выяснять, какие меры могут помочь в дальнейшем восстановлении сегмента.