Анализ ситуации на российском рынке пикапов: кто лидирует?
В прошлом году на российском автомобильном рынке наблюдался ощутимый рост продаж пикапов, что связано с недостатком традиционных внедорожников и высокой стоимостью параллельного импорта. Этот фактор способствовал популярности таких автомобилей среди любителей активного отдыха и тех, кому нужны объёмные, квадратные модели. Однако в первой половине 2025 года наблюдалось снижение спроса на пикапы, с долей на уровне 2%. В третьем квартале ситуация немного улучшилась, но по итогам доля составила всего 1,4%. Пора взглянуть на главных игроков сегмента.
Компания JAC в третьем квартале зафиксировала близкие к предыдущему объемы продаж: 1153 пикапа против 1156. Модель Т9 показала наибольшую активность, реализовав 775 экземпляров, из которых 601 были произведены в текущем году. Наиболее востребованной оказалась бензиновая версия, с 715 продажами. Дизельная версия поступила в продажу только в конце августа, поэтому пока её продажи остаются ограниченными. Модели Т8 и Т8 Pro сумели привлечь 376 покупателей, в то время как продажи Т6 ограничились лишь двумя выпущенными в прошлом году автомобилями. Производство всех этих машин осуществляется на заводе Соллерса во Владивостоке, который, к сожалению, пока не может достигнуть значительных объёмов. В период с июля по сентябрь было реализовано только 569 автомобилей моделей ST6, ST8 и ST9. Из этого числа в статистику попал один автомобиль SТ9, тогда как ST8 было продано 218 штук.
Примечательно, что UAZ Пикап продемонстрировал неплохие результаты с 585 проданных автомобилей с июля по сентябрь. Это на уровне с предыдущими продажами — 560 машин во II квартале. Большая часть спроса пришлась на юридические лица, на долю которых пришло 425 контрактов, что значительно превышает показатели JAC Т9, для которого этот сегмент составляет всего 40%.
В свою очередь, продажи Great Wall остались на прежнем уровне: 920 машин по сравнению с 857. Из них 606 принадлежали модели Poer, а остальные — KingKong. Большинство клиентов — юридические лица. Результаты показывают, что менее половины из проданных автомобилей (483 шт.) были выпущены в 2025 году. Напоминаем о новых правилах формирования утилизационного сбора, которые должны быть введены с 1 ноября. Однако они не дадут большего влияния на пикапы, так как большинство из них сертифицированы как грузовые.
В отличие от большей части остальных моделей, продажи Foton Tunland резко упали: от 433 единиц во II квартале до 254. В первом квартале их было ещё больше — 569 машин. Очевидно, что запасы на складах истощаются, а новое поколение Mars 7 и Mars 9, анонсированное весной прошлого года, пока не поступило на наш рынок — с июля по сентябрь было продано всего 11 машин, три из которых составили Mars 7. Также не смогли вырасти продажи Dongfeng Rich 6 — только 67 автомобилей за III квартал, в статистике не фигурировали модели 2025 года. Также существует несколько агрегатов Rich 7, всего продано четыре единицы, что говорит о низком спросе на эту модель.
С небольшим ростом завершил III квартал Changan Hunter, который поднял свои продажи с 365 до 495 автомобилей, в том числе несколько моделей 2025 года, которые, вероятно, также появятся на российском рынке.
Подводя итоги, отметим, что продажи Toyota Hilux в текущем сезоне составили 50 машин, тогда как Mitsubishi L200, импортируемые из Таиланда, нашли 121 покупателя. Volkswagen Amarok серьёзно отвлёкся — продано лишь шесть автомобилей.
Однако на фоне всех событий заметен сильный рост американского Ram, который показывает динамику продаж от месяца к месяцу. С января по март в России была реализована 258 машин, с апреля по июнь — 385, а с июля по сентябрь — уже 521. Все проданные автомобили касаются модификации 1500, что наводит на мысли о целенаправленной деятельности по завозу и распространению в России. Более 193 автомобилей из общего объёма были произведены в текущем году, а все поставки идут из США. Примечательно, что среди соперников Ford в модификациях 150 и 250 удалось всего лишь 38 покупателей, в то время как Chevrolet Silverado остался без продаж.
Подводя итог, следует отметить, что ситуация на рынке пикапов остаётся непростой, и за изменениями будет интересно следить в будущем.